Ранние симптомы аутизма у детей до двух лет

Ранние симптомы аутизма у детей до двух лет

Ранние признаки аутизма у детей младше двух лет

Одним из факторов успеха в коррекции РАС является как можно более раннее распознавание проблемы. На что следует обращать внимание в поведении и развитии ребенка?

Материалы взяты из «Расстройства аутистического спектра в младенчестве и детстве: обзор данных о ранних признаках, средствах ранней идентификации и ранней диагностики» (Barbaro & Dissanayake, 2009) и «Ранняя идентификация расстройств аутистического спектра: практические рекомендации и рекомендации». Исследования »(Zwaigenbaum et al., 2015).

Часто родственники замечают проблемы в развитии ребенка задолго до того, как будет поставлен тревожный диагноз (а не раньше, чем в возрасте четырех-пяти лет). Мы зря тратим драгоценное время, а семья устала от многих лет попыток самостоятельно справиться с ситуацией. Именно поэтому так важно как можно раньше распознать симптомы РАС и своевременно начать терапию, используя проверенные методы коррекции. Это особенно важно для детей из группы риска: детей, чьи старшие братья и сестры страдают РАС, или детей, чье развитие ненормально по результатам скрининговых тестов, проведенных в первый год жизни. Эта стратегия вмешательства значительно увеличивает шансы на лучшую адаптацию в будущем. За последнее десятилетие ученые добились успехов в исследованиях раннего выявления РАС. Их внимание сосредоточено на малышах от шести месяцев до двух лет. Существуют также исследования, которые уже оценивают роль «профилактических» вмешательств, например, тех, которые ориентированы на взаимодействие ребенка и родителя, чтобы минимизировать тяжесть симптомов РАС (Green et al., 2013).

Мы не будем вдаваться в подробности научных методов и статистического анализа, а только представим четыре вывода, которые вытекают из совокупности исследований по этой теме.

Вывод №1: клинические признаки РАС очень неоднородны.

Это означает, что РАС включает в себя множество всего и вся: 1) причины и условия возникновения; 2) особенности нейробиологии; 3) закономерности возникновения и дальнейшая траектория; 4) уровни и темп когнитивного и речевого развития; 5) степени адаптации; 6) сочетания с другими расстройствами и заболеваниями. Имея это в виду, неудивительно, что признаки аутизма различаются в молодом возрасте. Некоторые из них уже в шестимесячном возрасте проявляют мало интереса к контактам с другими, другие с трудом овладевают речью и постепенно теряют коммуникативные навыки на втором году жизни.

Вывод №2: есть данные о том, что более низкие уровни социального взаимодействия и внимания, а также наличие повторяющихся действий с предметами, странных телодвижений и проблем по части контроля эмоциональных реакций являются маркерами РАС для детей возрастом от одного до двух лет.

Как следует из приведенного выше пункта, это может варьироваться. Например, двухлетняя Пиетия часами крутит колеса в машине, не реагирует на свое имя и избегает телесного контакта даже с важным взрослым. А Вася неестественно машет руками и «взрывается» по неважным или непонятным, с точки зрения окружающих, причинам. В любом случае наличие тревожных поведенческих симптомов – важный повод обратиться к специалисту по РАС и другим нарушениям развития.

Опишем эти маркеры более подробно.

Уровень навыков социального взаимодействия и внимания

Какие особенности связаны с РАС?

    Ребенок гораздо реже реагирует на свое имя, чем его сверстники.

Это означает, что он не просто игнорирует собеседника, когда занимается чем-то интересным, а редко и систематически плохо реагирует в различных ситуациях: не замирает, не смотрит, не поворачивает голову, не подходит и т. Д. Согласно исследованиям, такое поведение является первым предупреждающим сигналом для многих родителей. В некоторых исследованиях невосприимчивость к названию упоминается как надежный маркер аутизма. Другие исследователи утверждают, что эта особенность позволяет выделить группу с признаками РАС среди нормотипных сверстников и других детей с другими задержками и нарушениями развития.

    Ребенок гораздо реже замечает социальные стимулы (и следит за их движениями).

Что под этим подразумевается? Ребенок второго года жизни предпочитает наблюдать, например, геометрические формы и узоры, чем дети на игровой площадке, их мимика, и реже обращает внимание на действия и жесты окружающих.

    Ребенок менее готов показать навыки делимого внимания и используют жесты в общении.

Способность отвлечь внимание страдает от этого. Малыш не направляет глаза на объект, который указывает или на котором выглядит другой человек. Не приносит внимание от объекта на человека и обратно. Он не пытается отослать замечания другого человека к тому, что вы выдаете звуки или использование жестов. Кроме того, большинство детей общаются с несколькими простыми жестами (два дюжина или более) до восемнадцатого месяца жизни. Дети от ASD демонстрируют редкий жест или отсутствуют его, а от пятнадцатого месяца жизни явно медленнее темпы изучения новых жестов. Все это приводит к задержке речи.

Читайте также:  10 причин боли в пояснице, лечение у взрослых

Повторяющиеся действия с предметами

Другим маркером, дифференцирующим ASD у детей в возрасте и старше, является однообразным, дисфункциональным обращением от объектов. Например, такой ребенок, если он дает ему чашки, открутит их, возможно, набор в ряд, повернул, наблюдая за ними очень тщательно. Его сверстники обычно используют стекло по-другому – они пытаются выпить от него, поставить что-то, взять что-то и т. Д.

Подозрительные маркеры обсуждаются ниже, которые требуют дополнительных исследований.

Нетипичные телодвижения и развитие моторики на втором году жизни

Частые повторяющиеся движения и отношение, такие как размахивая руками, размахивая пальцами и странным способом перемещения ног и рук во время ходьбы могут быть признаками аутизма. Некоторые исследования сообщают, что отсроченные навыки в высоких и небольших мотоциклах в шестимесячных детях связаны с последующим развитием в аутистическом сценарии. В обоих случаях трудности двигателя требуют строгого мониторинга, но эти симптомы могут быть вызваны другими причинами.

Сложности регулирования эмоциональной сферы

Некоторые доказательства предполагают, что двухлетние группы показывают два типа эмоциональных реакций. Ребенок с профилем 1 типа менее часто пользуется социальными формами укрепления. Он не заботится о похвале, улыбках и различных видах позитивных телесных контактов. Во втором варианте отрицательные эмоциональные реакции преобладают, серьезные трудности для контроля внимания и поведения раскрываются.

Вывод №3: пока не определены надежные поведенческие маркеры РАС для детей младше года.

Это положение дел можно объяснить несколькими факторами. Младенцы развиваются различными способами: социальные и когнитивные навыки со временем формируются значительной изменчивостью. Кроме того, сама экспериментальная методология не всегда позволяет нам определить, является ли разница в отношении сверстников предсказателем аутизма и / или характерной особенности ASD. Кроме того, классические симптомы, взятые в диагностике, могут быть связаны с последующими нейрополизационными этапами. Поведение радикально меняется вместе с возрастом. То, что мы видим в шесть месяцев, преобразуются, становясь основой совершенно другого, более сложного поведения. Нельзя точно определить, как ранние маркеры будут соответствовать симптомам в возрасте 2-3. Что говорит наука? Результаты для отбора проб младенцев являются спорадическими опубликованными, иногда противоречащие друг другу. Например, во многих исследованиях есть признаки во второй половине жизни: дефицит визуального контакта и имени, необычное сенсорное поведение, повторные действия и нерегулярные движения и различной картины использования жестов в связи. Другая работа сообщает, что дети с аутизмом в возрасте до шести месяцев постепенно смотрят на их лица. Однако окулографические данные трудно коррелировать с поведенческими симптомами, наблюдаемыми родителями и клиницистами. Поэтому однозначные маркеры еще не были определены. Но мы можем, и мы должны следить за степени, в которой ребенок мастерует ключевые вехи в области мотоциклов, речи, операции на объектах, социальных навыках и эмоциональной сфере.

Вывод №4: Динамика развития может указать на РАС

Динамика относится к интенсивности, темпам и направлению изменений в навыках и поведении. Данные динамики являются более информацией, чем одиночные ломтики. Считается, что достоинство раннего развития (навыки визуального восприятия, речь и т. Д.) У детей от ASD отличается. Мы очень часто можем наблюдать, что развитие навыков, когда-то соответствующих нормам, глобально замедляется после первого года жизни. Характерен также атипичный паттерн социального развития: от одного года до полутора лет дети все реже улыбаются другому человеку, реагируют на имя, поддерживают зрительный контакт и используют вокализацию для общения.

Подведем итоги. Если ваш сын или дочь чем-то отличается от своих сверстников (речь, игра, моторика, интересы, взаимодействия, проблемное поведение) или находится в группе риска (опоздавший ребенок, близкие родственники с аутизмом), убедитесь, что все в порядке. Конечно. Не полагайтесь на мантры из опер «Он вырастет из этого» и «Сын бабушки Нади заговорил в пятилетнем возрасте». По возможности идите не к участковому педиатру, а сразу к специалисту, используя соответствующие диагностические инструменты. Даже если на последнее есть очередь, вы можете многое сделать до консультации! Очень важно заранее собрать информацию не только медицинского характера.

    Запишите на видео, иллюстрирующие моменты: как именно ребенок играет сам, реагирует на свое имя и различные ситуации социального взаимодействия (просьбы, телесный контакт, отказ от того, что он хочет и т. Д.) Начните записывать эпизоды агрессии, членовредительства и других проблемных форм поведения. Запишите точно, что сделал ребенок, время и продолжительность эпизода, предшествующие обстоятельства и последствия. Подсчитайте, сколько слов и жестов ваш ребенок понимает и использует. Запишите запросы: о чем спрашивали, сколько раз в течение дня, как именно спрашивали.
Читайте также:  Спайки - причины, симптомы, диагностика и лечение

Подготовьтесь к встрече, вооружившись списком вопросов, медицинскими данными и данными о поведении. Это ускорит процесс и откроет своевременный доступ к квалифицированной помощи.

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм – это сложное нарушение развития, характеризующееся искажением различных психических процессов, в основном в когнитивной и психосоциальной сферах. Симптомы аутизма в раннем детстве включают избегание человеческих контактов, абстинентность, искаженные сенсорные реакции, стереотипное поведение и нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма ставится на основании динамического наблюдения и соответствует критериям диагностики РАС. Лечение раннего детского аутизма основано на принципе синдрома, с дополнительной коррекционной работой с использованием специальных педагогических методов.

    Причины аутизма в раннем детстве Классификация аутизма в раннем детстве Симптомы аутизма в раннем детстве Диагностика аутизма в раннем детстве Лечение аутизма в раннем детстве Прогноз и профилактика аутизма в раннем детстве Цены на лечение

Общие сведения

Ранний детский аутизм (ECD, синдром Каннера) – это психопатологический синдром, заключающийся в постоянных нарушениях социального взаимодействия, общения и поведения. Распространенность раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 000 детей, с отчетливым преобладанием расстройств среди мальчиков (3-4: 1). Ранний детский аутизм начинает проявляться в первые 3 года жизни ребенка и обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев аутизм в раннем детстве связан с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует задуматься о наличии у ребенка с расстройствами поведения других психических расстройств, особенно шизофрении.

Причины раннего детского аутизма

На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца не изучены, что порождает множество теорий и гипотез относительно происхождения этого расстройства.

Генетическая теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3% аутичных потомков также страдают этим расстройством; вероятность рождения второго аутичного ребенка в семье составляет 8,7%, что во много раз выше, чем в среднем по населению. У детей с ранним аутизмом чаще встречаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.

Согласно тератогенной теории раннего детского аутизма, различные экзогенные факторы и факторы окружающей среды, влияющие на организм беременной женщины в раннем возрасте, могут вызвать биологическое повреждение ЦНС плода, а затем привести к нарушениям в общем развитии ребенка. К таким тератогенам относятся пищевые ингредиенты (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, лекарства, лекарства, внутриутробные инфекции, стресс, факторы окружающей среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Эпилепсия (около 20-30 % пациентов) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться в результате интоксикации беременности, гипоксии плода, внутричерепной родовой травмы и т. д.

Альтернативные теории связывают происхождение раннего детского аутизма с грибковыми инфекциями, метаболическими, иммунологическими и гормональными нарушениями, а также с пожилым возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи между аутизмом в раннем детстве и детской иммунизацией против кори, эпидемического паротита и краснухи, но недавние исследования наконец разорвали причинную связь между вакцинами и болезнью.

Классификация раннего детского аутизма

Ранний детский аутизм теперь считается частью группы извращенных (общих) расстройств психического развития, при которых нарушаются социальные и коммуникативные навыки. В эту группу также входят синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, расстройство гиперактивности с ЭЭ и стереотипными движениями и детское дезинтегративное расстройство.

По этиологическому принципу различают аутизм эндогенно-наследственного происхождения, хромосомный аборт, экзогенно-органический, психогенный и неясного генеза. На основе патогенетического подхода различают наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

Учитывая доминирующий характер социальной дезадаптации при раннем детском аутизме, К. С. Лебедзинская выделила 4 группы детей:

    с отстраненностью от окружения (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания) неприятие окружающей среды (стереотипы движения, ощущения, речи, синдром гиперактивности, нарушение самосохранения, гиперчувствительность) с экологическим отрицанием (наличие завышенных предпочтений, своеобразных интересов и фантазий, плохая эмоциональная привязанность к близким людям) с искажением по отношению к окружающей среде (боязнь, чувствительность, перепады настроения, быстрое умственное и физическое истощение).

Симптомы раннего детского аутизма

К основным «классическим» проявлениям раннего детского аутизма относятся: избегание контакта с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипное поведение, нарушение развития речи и вербального общения.

Нарушения социального взаимодействия у ребенка с аутизмом проявляются уже в раннем детстве. Ребенок с аутизмом редко улыбается или отзывается на свое имя; в старости он избегает зрительного контакта, редко подходит к незнакомцам, в том числе другим детям, и почти не проявляет эмоций. По сравнению со своими здоровыми сверстниками ему не хватает любопытства и интереса к новому, необходимости организовывать совместные игровые занятия.

Читайте также:  Питание при заболеваниях поджелудочной железы: список | Компетентность в отношении здоровья на iLive

Обычные сенсорные стимулы с точки зрения силы и продолжительности вызывают неадекватные реакции у ребенка с синдромом раннего аутизма. Например, даже тихие звуки и приглушенный телевизор могут вызвать повышенное беспокойство и застенчивость или, наоборот, оставить ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит происходящего вокруг. Иногда аутичные дети выборочно отказываются носить одежду определенных цветов или использовать определенные цвета в производственной деятельности (рисование, аппликации и т. Д.). Тактильный контакт даже в младенчестве не вызывает реакции или вызывает сопротивление. Дети быстро устают от занятий, им надоедает общение, но они имеют склонность зацикливаться на неприятных впечатлениях.

Неспособность гибко взаимодействовать с окружающей средой в раннем детском аутизме вызывает стереотипное поведение: монотонные движения, единообразные действия с объектами, определенный порядок и последовательность действий, большую привязанность к окружающей среде, к месту, чем к людям. Дети с аутизмом демонстрируют общую двигательную неуклюжесть, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяющихся движениях они демонстрируют замечательную точность и аккуратность. Также задерживается развитие навыков самообслуживания.

Речевое развитие в раннем детском аутизме специфично. Пролингвистическая фаза языкового развития задерживается – жужжание и воркование, имитация звуков появляются поздно (иногда нет), а реакция на взрослых слабее. У ребенка с ранним аутизмом также развивается независимая речь позже, чем обычно (см. «Задержка развития речи»). Характерны эхолалия, штамповая речь, четкие аграматизмы, отсутствие личных местоимений в речи, интонационная бедность языка.

Поведение ребенка с синдромом раннего аутизма характеризуется негативностью (отказ учиться, сотрудничать, активно сопротивляться, агрессивно, замкнуться «на себя» и т. Д.). Дети с аутизмом, как правило, физически развиваются без помех, но интеллект снижается вдвое. случаев. У 45-85% детей с ранним аутизмом возникают проблемы с пищеварением, у них часто возникают колики и диспептический синдром.

Диагностика раннего детского аутизма

Согласно МКБ-10 диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

    1) качественное нарушение социального взаимодействия 2) нарушение качественного общения 3) стереотипное поведение, интересы и действия.

Диагноз раннего детского аутизма ставится после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные анкеты, инструкции и тесты для измерения интеллекта и развития. Детальное обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга в случае судорожного синдрома; консультация генетика и генотипирование при нейрогенетических нарушениях; консультация гастроэнтеролога при расстройствах пищеварения и др.

Дифференциальный диагноз раннего детского аутизма проводится как в группе нарушений первертного развития, так и с другими психопатологическими синдромами – умственной отсталостью, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и др.

Лечение раннего детского аутизма

В настоящее время вылечить ранний детский аутизм не представляется возможным, поэтому лечебная коррекция проводится по принципу синдрома: при необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, нейролептики и др. Имеются данные о благоприятных результатах электроакупунктуры.

Возможность применения различных экспериментальных методов (например, лечения раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически обоснованных доказательств.

Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи и занятиям с логопедом. В работе с аутичными детьми используются музыкальная терапия, арт-терапия, игровая терапия, иппотерапия, дельфинотерапия, эрготерапия и логопедия. При обучении аутичных детей учителя должны сосредоточить внимание на сильных сторонах ребенка (сосредоточить внимание на обучении, преобладающих интересах, навыках в области естественных наук или языков и т. Д.)

Прогноз и профилактика раннего детского аутизма

Неспособность полностью вылечить аутизм в раннем детстве приводит к тому, что синдром сохраняется в подростковом и взрослом возрасте. Ранняя, непрерывная и комплексная лечебно-корректирующая реабилитация позволяет 30% детей получить приемлемую социальную адаптацию. Без помощи и поддержки специалистов в 70% случаев дети остаются инвалидами, неспособными общаться и заботиться о себе.

Учитывая, что точные причины раннего детского аутизма не выявлены, профилактика сводится к общепринятым правилам, которым должна следовать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключать влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контакта с инфекционные заболевания, соблюдайте рекомендации акушера-гинеколога и др.

Оцените статью
Добавить комментарий